«Бурановские бабушки», полный вперёд!



Через два месяца, на очередном песенном конкурсе «Евровидение», который пройдет в столице Азербайджана Баку, нашу страну впервые будет представлять фолк-коллектив из Удмуртии – потешные «Бурановские бабушки» с песней «Party for Everybody». Ждет ли Россию всплеск интереса к фольклору, а «Бурановских бабушек» – успех на мировом уровне, рассуждают эксперты «Новой недели».

 

«Бурановские бабушки»: пришли, спели, победили

 

Налицо был эксклюзив

Петр Данилов, директор Удмуртского театра фольклорной песни «Айкай» (г. Ижевск):

– Конечно, если бы до удмуртских бабушек на большой сцене появились другие бабушки, проводились серьезные телеконкурсы, то наши землячки наверняка не стали бы первыми в отборе «Евровидения». Но, слава богу, что они все-таки стали таковыми – налицо был эксклюзив. Что мы не имеем права предъявлять бабушкам, так это претензий с вокальной стороны – это все-таки самодеятельный коллектив. Важно другое – они выиграли у других претендентов благодаря своей естественности и аутентичности. Такого рода эксклюзива на этом конкурсе не было ни у кого, кроме того, налицо отличная работа продюсеров «Бурановских бабушек», отсюда и результат.

Я считаю, что фолк-музыка россиянам в целом интересна, в первую очередь, молодежи, которая любит современную обработку такой музыки. И если фолк-коллективы России, в том числе и «Бурановские бабушки», будут двигаться именно в этом направлении, то интерес к фольклору возрастет: примером тому служат многие коллективы нашей республики, в том числе и «Айкай».

Но чтобы фольклор полюбили, нужна большая работа в образовательной сфере. В Венгрии, например, в средних школах наравне с другими предметами школьной программы преподают уроки народной песни и народного танца, и я считаю, что таких уроков у нас очень не хватает. Как не хватает хороших программ о народном искусстве на федеральных каналах – пока телевизионщики их просто отторгают. Кроме того, каждая национальная республика должна разрабатывать свою программу развития фольклорной музыки, началом которой должно стать воспитание уважения молодежи к народной музыке как к своим корням – это и есть тот патриотизм, о котором мы так часто говорим в последнее время.

Я уверен, что наши бабушки точно поднимут на более высокий российский культурный уровень имидж нашей республики, а будут ли они выступать на Западе?..Наверное, им будет сложно петь перед любой большой публикой полтора-два часа – «Бурановские бабушки» интересны своим «секундным» появлением, с отдельными песнями. А чтобы их не забыли, им лучше гастролировать с отдельными коллективами нашей республики, ведь большой славы и гастролей в Европе им не нужно – они же простые деревенские бабушки. Недавно я побывал в Бураново, и они мне сказали, что если позволит здоровье, то будут работать.

Это большой плюс для России

Дмитрий Покров, один из создателей фолк-группы «Алконост» (г. Набережные Челны):

– «Евровидение» по-прежнему остается местом для примитивнейшей эстрады, а оригинальные исполнители никогда не попадали туда не только из нашей страны, но и из Европы. Теперь, по крайней мере, России захотелось экзотики – и вот вам «Бурановские бабушки»! Хотя, возможно, в жюри были люди, которые понимали, что от нашей страны посылать некого, только бабушек-старушек.

Конечно, для некоторых, в том числе и для меня, фолк-коллектив из Удмуртии – это некое балов-ство, потому что они начинали с хорового пения, а теперь перешли в основном на перепевки «Битлз», «Кино», «Аквариума» – в итоге эти песни выглядят стебом. Но другие-то фолк-коллективы вообще не хотят участвовать в подобных конкурсах, кроме того, за них никто серьезно из продюсеров не берется – а за бабушек взялись, плюс бабушкам все это интересно. И в этом ничего ужасного нет: когда на нашей эстраде кризис абсолютно во всем – от идеи, подачи и кончая закреплением на большой сцене, послать на «Евровидение» удмуртских бабушек – это большой плюс для России.

Фольклорные мотивы в мире были популярны и интересны всегда – из наших коллективов это доказала группа «Иван Купала», которую любили в Восточной Европе, Польше, а диски она записывала на Западе. Теперь и «Бурановские бабушки» для них оригинальный коллектив, и, думаю, что их продвижением на Западе будут заниматься, потому что там много продюсерских центров, работающих с подобными коллективами, а главное – такие коллективы в Европе слушают и зрители на них приходят.

В России «Бурановских бабушек» пока вряд ли будут продвигать, потому что наша аудитория готова слушать разную свою ерунду и западный бред типа хип-хопа, а про что-то свое и оригинальное говорит: «Фигня!» К фольклору нашу публику нужно приучать долго, тем более, что этому жанру в 90-е «обрубили» и радио, и телевидение, а фестивали фольклорных коллективов типа «Вся Россия» – это потуги, поскольку их никто не видит и не слышит. А чтобы было наоборот, нужно, чтобы фолк крутили и радиостанции, чтобы народные коллективы показывал не только канал «Культура», но и «Первый канал», и «Россия 1».

«Евровидение-2012» для «Бурановских бабушек» не только шанс пробиться на Запад и сделать так, чтобы их творчество не кануло в Лету, как это произошло бы в России. Сейчас, по итогам отбора в Баку, наши люди должны испытывать чувство глубокого удовлетворения от того, что на этот раз от России будет хоть что-то интересное, а не блеклые певицы со спецэффектами и не ряженые, как Киркоров.



Твитнуть Нравится

Автор статьи: Кочнев Сергей


Другие статьи на эту тему:
 
По теме
Булат Ханов: «Нет рецептов того, как жить и что делать» - Реальное время Гость нового выпуска «Книжной полки» — писатель Булат Ханов Фото: Динар Фатыхов Айтишница Зарема и неназванный рассказчик, студент факультета журналистики Казанского университета, решили автостопом доехать до Карелии,
Реальное время